Детские игры - это забава или воспитание

 

 

 


     

     Многие родители, приобретая в магазинах игрушки, ориентируются на имеющийся ассортимент, цену, качество, вкусы ребенка – что ребенок попросит или во что ему нравится играть. Есть родители, которые стараются приобретать развивающие игры, а другие при покупке ориентируются на другую задачу: чем-то  занять ребенка. К сожалению, в современном обществе «ушло из моды» изготавление игрушки для детей своими руками – зачем тратить время, когда в магазинах изобилие игрушек для детей всех возрастов.

        О чем думают производители детской игрушки: о рентабельности производства, о дешевом сырье, о рынках сбыта, о рекламе, о дешевой рабочей силе.

 На сегодняшний день, на потребительский рынок выставлен огромный выбор детских игрушек, покупая которые, взрослые порой не  задумываются над вопросом, принесет ли покупка  пользу ребенку или причинит вред. А действительность показывает, что потраченные средства часто оборачиваются физическим или психическим недугом, а в лучшем случае, «деньги, выброшенные на ветер».   Причиной тому является:

во-первых, слабый контроль качества игрушек ввозимых из-за границы. Большинство из них даже не проходят контроль на содержание вредных и токсических веществ. «…Не соответствующими санитарным нормам были признаны 16,5% исследованных образцов игрушек. Чаще всего в игрушках устанавливалось превышение допустимых концентраций фенола, а также альдегидов и фталатов» (из письма Геннадия Онищенко руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора от 29.11.09г.).

Во-вторых: Недостаточная грамотность взрослых (как производителей игрушек, так и покупателей) о возрастных периодах развития ребенка и роли игрушки в эти периоды, о пользе или вреде материалов  из которых  делаются игрушки.

В дошкольном возрасте есть так называемые сензитивные периоды развития способностей, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Поэтому неправильно подобранные игры и игрушки могут нанести непоправимый вред психоэмоциональному состоянию ребенка. Развитие рынка игрушек очень часто происходит по привнесенным извне традициям, без учета национальной культуры, социального уклада общества, педагогики. Давайте остановимся на конкретных примерах.

Заводные машины, длинноногие «Барби» и «Кены», пластмассовые конструкторы не способствуют развитию детей.

Столь популярная кукла «Барби» для ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери «Барби» не подходит, её неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных нарядах «Барби» не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, «Барби» для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с «Барби» никак нельзя. Поэтому для «Барби» придумали друга «Кена». Играя с ними, дети копируют отношения взрослых (в том числе и сексуальные). Формируется модель поведения женщины – наряжаться, украшаться, флиртовать с мужчинами. А кукла «Барби» имеет самый большой спрос в магазинах. У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу. 

Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.

Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Сюда же относятся оригинально окрашенные игрушки (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Пусть ребенок сначала получит достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип нормального восприятия действительности.

В магазинах сейчас очень много игрушек, «застывших» в определённых позах. Такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры с ними.

По мнению доцента кафедры педагогики ВГПУ Ольги Арининой, детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили ученые, равна нулю.

Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки типа «Богородицких». Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться, соответствующим образом, водить рукой, выработать определенные закономерности между тем, как он это делает, и движением игрушки. Игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или кнопкой - такие игрушки тоже не могут надолго удержать внимание ребенка.

Кукле для годовалого ребенка  не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно, ребенок сам решит, смеется или плачет его дочка в данный момент. Для ребенка постарше (после двух лет) ноги, руки у куклы должны быть оформлены более тщательно. На такую куклу уже можно шить одежду, надеть на пальчик украшение, надеть носочки, тапочки. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной»  куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.

Анализирую действительность, возникает вопрос: Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала требованиям, указанным выше?

Обратимся к нашей славянской культуре.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла или кукла сделанная из природных материалов (льняное волокно, рогожа, соломка, дерево и др.). В иных домах таких игрушек  до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Отмечали, что мальчики, играющие в куклы, во взрослой жизни лучше разбирались в женщинах, были более мудрыми, рассудительными.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую «потешку» уже могла делать любая девочка, при этом она приобретала навыки шитья, пропорции.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов, передавала образ принятой в культуре форме национальной одежды. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой «эти куклы получались больно хороши», и она их делала  на заказ.

«Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах рисовали угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут…».

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы в народе были не просто игрушками, через них передавали систему ценности народной культуры: одни помогали ребенку быстрее запомнить определенные знания (куклы обучающие), через образы животных ребенок познавал окружающий мир, подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевное расположение к человеку.

         Жернова времени безжалостно перемалывают нашу родовую память и коренной уклад жизни. Современная социокультурная ситуация, назревшая в современном обществе, не способствует полноценному духовному и физическому  воспитанию подрастающего поколения. Происходящие в нашем государстве за последние десятилетия политические и экономические события привели к потере народных традиций, формирующих культуру общества, культуру здоровья и культуру семьи Российских граждан.       

На первый взгляд может показаться сложным самостоятельное изготовление куклы, при том многообразии, представленном на рынке игрушек.

На самом деле, ребёнку требуется не так много игрушек, как может показаться. Малыш может быть счастлив и с самым минимальным количеством игрушек, если они подобраны правильно, соответствуют его возрасту и интересам. Помните, что ребёнок - существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

Как показывает практика, ребенок до шести-семи лет не зациклен на покупке новых игрушек, если с ним играют. То есть скандал малыша в «Детском мире» - это его способ привлечь к себе внимание родителей.

Как всегда в нашем обществе стоят основные вопросы: Кто виноват? И что делать?

Чтобы как-то изменить существующую ситуацию, необходимо:

-  шире вести просветительскую деятельность среди взрослого населения о влиянии игрушек на формирование личности ребенка;

-  ужесточить контроль за ввозимой и выпускаемой продукции для детей;

-  выпускать больше доступных по ценам наборов для творчества из природных материалов, чтобы дети вместе с родителями могли раскрыть в себе творческий потенциал.

Авторы:

Авдеева Наталья Анатольевна - психолог-педагог начальных классов   

Белых Валентина Ивановна – культуролог

 

 

 

 

 



Адрес для трекбека | Комментарии RSS

Оставьте комментарий